Как открыть франшизу и не ошибиться: часть 2

12 минут чтения 775

Все про покупку франшизы

Продолжение статьи о покупке франшизы. Рассмотрим преимущества франшизы перед другим бизнесом, минусы и риски, вопросы выхода из сети.

Минусы франчайзинга для покупателя

Решение о покупке франшизы должно приниматься с осознанием рисков и минусов, которые в этой модели тоже есть.

Помимо очевидных плюсов каждый член сети разделяет и репутационные риски главной компании. Вероятность недобросовестного отношения к стандартам качества и сервиса любого франчайзи возможна. Это отрицательно влияет на репутацию новых инвесторов, которые делят регион с недобросовестными франчайзи. Здесь нужно помнить о договоре концессии, в котором прописаны штрафы за нарушения.

Помните, что вы представляете крупную компанию и отвечаете за ее репутацию!

К минусам франчайзинга относится и стоимость. Затраты на запуск — это очевидные расходы, но помимо них есть еще оплата самой франшизы. Это паушальный взнос и постоянные отчисления: роялти, ежемесячные, квартальные и годовые маркетинговые взносы.


Стандартные бизнес-процессы относятся к положительным сторонам, но в то же время это минус. Вы ограничены в творческих решениях и внедрении новых инструментов больше, чем владелец бизнеса с нуля. Каждый шаг согласуется с франчайзером, что может утомить и отнимать драгоценное время.

Если вы хотите самовыражаться в бизнесе, то франшиза - не ваш вариант.

Строгие рамки отработанной модели создают ощущение безопасности и комфорта, но лишают предпринимательских амбиций. Вы развиваете чужой бренд, а не свой.

3 преимущества франшизы перед бизнесом с нуля

  1. Готовая эффективная модель бизнеса. Вы приобретаете чужой положительный опыт. Франчайзер выступает консультантом и рассказывает, как избежать типичных ошибок. Вы уже готовы строить успешное дело, а не набивать шишки, которые обходятся недешево
  2. Прогнозируемый результат. Проверенная на практике финансовая система располагает расчетами и статистикой: возможный уровень прибыли, объем инвестиций и срок их возврата. Благодаря точным расчетам бизнес быстро выходит на окупаемость
  3. Ответственность и поддержка франчайзера. В его интересах, чтобы ваш бизнес цвел и развивался. Ведь он — публичное лицо, которому важна репутация и имидж. Все точки в сети должны соответствовать определенному уровню, и это мотивирует обе стороны. В конце концов, компания зарабатывает за счет франчайзи

На что обратить внимание новичку

Скрупулезно выбирайте франчайзера. Заострите внимание на предложениях, где он берет на себя весомую долю ответственности за бизнес. Хорошее предложение включает в себя:

  • Обучение франчайзи
  • Содействие в поиске помещения и оформления документов
  • Бухгалтерские и юридические консультации

Найдите исчерпывающую информацию о компании, опыте и репутации франчайзера. Прочтите отзывы в интернете, а лучше — пообщайтесь с авторами отзывов. Оцените аргументацию представителей компании в ответ на жалобы, если они были. Свяжитесь с франчайзи, расспросите о взаимодействии, гарантиях работы и других нюансах. Это составит полную картину об отношениях франчайзера с его сетью.

Идеально, если вы не первый франчайзи - прочитайте отзывы предыдущих коллег.

Риски покупки франшизы

Пусть это открытие не "с нуля", но всё-таки несет определенные риски. Разберем основные:

  • Популярность ниши на спаде. Нет смысла покупать франшизу на пике популярности. Инвестиции вернутся только через год, когда сфера перестанет быть модной и бизнес станет нерентабельным. Входить на рынок нужно в момент, когда спрос только формируется, продукт или услуга набирают популярность
  • Неподходящая франчайзи сфера. Например, мужчина-технарь до мозга костей не создаст успешный салон красоты. Он не разбирается в специфике, сути бизнеса для женщин. Всесторонняя поддержка и идеальная бизнес-модель здесь не помогут
  • Неверный выбор компании. Франчайзинг сегодня в тренде, но законодательная база пока не создана. На рынке много мошенников, создающих дешевые предложения с якобы феноменальной окупаемостью и прибылью. На поверку вложенные деньги исчезнут вместе с ними. Еще одна сомнительная схема — продажа дешевой франшизы поставщиками товаров. Подписавшийся на нее горе-франчайзи просто получает возможность продавать товары поставщика с его наценкой
  • Региональные риски. Прибыльная в мегаполисе франшиза может оказаться невостребованной в регионе, даже несмотря на отлаженную работу. Чтобы не ошибиться с выбором, исследуйте целевую аудиторию, ее запросы и местный рынок
  • Юридические риски касаются международных франшиз. Если придется судиться с франчайзером, это произойдет на территории его страны. Законодательство может сильно различаться. Поэтому привлеките грамотных и опытных в сфере концессии юристов для заключения сделки. Позаботьтесь о профессиональном переводе документов
  • Отечественный рынок франшиз специфичен с точки зрения отношений между членами сети и головной компаний. Вы можете все сделать правильно, но после подписания договора обнаружить скрытые риски. Без консультации юриста, а лучше нескольких, здесь не обойтись.

    Грамотный юрист защитит ваши интересы при заключении сделки.

    Продажа бизнеса по франшизе

    Расстаться с франшизой через продажу объекта реально. Будущий франчайзи оговаривает вопрос на этапе обсуждения сделки. В договор вносятся условия продажи, кому он может предлагать бизнес, и другие нюансы.


    Случается, что франчайзи нужно переехать или он не может вести дела по личным причинам. Тогда бизнес выставляется на продажу. Когда появляется покупатель, он встречается с франчайзи и франчайзером, обговаривает условия сделки и дальнейшего взаимодействия.

    Итак, мы рассмотрели покупку франшизы с разных позиций, разобрались в основных вопросах и проблемах. Удачи в выборе!