Завышение доходов и занижение расходов: как проверить
Не дайте себя обмануть!
Посредники между продавцом и покупателем бизнеса редко рассказывают о завышении и занижении показателей. Между тем, достоверные цифры о доходах и расхода объекта – один из важнейших аргументов при принятии решения о покупке.
Почему это происходит
В половине случаев цифры искажаются специально. В остальных – это неправильные расчеты или исключение издержек, которые продавцу бизнеса кажутся очевидными.
Завышение доходов объекта на практике встречается чаще, но занижение расходов более опасно. Однако знание причин неверных расчетов не поможет, если через месяц после покупки бизнеса вы обнаружите, что в бюджете не хватает средств на заработные платы или аренду.
Поэтому обязательно проверяйте данные перед покупкой готового бизнеса! Составьте собственный финансовый план и сверьте цифры.
Какие документы подтверждают движение денег, доход и расход
Запросите у продавца объекта следующие документы:
- Если компания работает на ОСН: общая бухгалтерская документация: отчет о прибылях и убытках, баланс и другие документы
- Если компания работает на УСН: книга покупок и продаж
- Если покупаете объект розничной торговли за наличные деньги: отчет по кассе
- Выписка с расчетного счета. Сразу закажите акты сверок со всеми контрагентами, которые присутствуют в выписке
- Товарные накладные от поставщиков
- Если компания работает в сфере услуг: зарплатные ведомости. Зная стоимость услуги и систему мотивации работников, легко рассчитать план продаж почти без погрешностей
- Если используются электронные платежные системы, то выписка с них
- Управленческая отчетность. Проведите самостоятельный расчет, проанализируйте, какие еще статьи расходов могли быть упущены. Наиболее часто выпадают такие расходы: уборка, пожарная безопасность, интернет и телефония, системное администрирование. Регулярные мелкие расходы в итоге набегают в порядочную сумму, не учтенную изначально в финансовом плане.
Профессиональный совет
Обязательно проводите проверку: самостоятельно или при помощи доверенного лица, личного юриста или бухгалтера. Не надейтесь на великий русский “авось”, чтобы в итоге не жалеть о потраченных деньгах.