Риски и ошибки при покупке бизнеса

9 минут чтения 793

Особенности сделки для покупателей и продавцов

Покупка готового бизнеса — непростой процесс, заключающий в себе риски, в первую очередь, для покупателя. Выбирая покупку уже созданного бизнеса, вы получаете массу бонусов: готовую идею, стратегию, клиентскую базу и обученный штат сотрудников. Но на деле не все так просто.

Причины продажи бизнеса

Есть 2 типа причин, по которым предприниматели продают бизнес:

  • Внешние (проблемы с арендой, изменение ситуации на рынке)
  • Внутренние (нужны деньги, желание вложиться в другой проект, болезнь собственника, плохая кредитная история, переезд, разлад в управлении)

Честную причину бизнеса владелец, скорее всего, не скажет. Поэтому самостоятельно проанализируйте бизнес, в каком он состоянии, что с ним дальше делать. Расставаться с “золотой жилой” не будет ни один здравомыслящий бизнесмен.

Будьте готовы решать накопившиеся проблемы, которые вскроются после продажи.

Основные ошибки продавца

В купле-продажи готового бизнеса есть неприятные особенности, связанные с тем, что зачастую продавцы не разбираются в такого рода сделках.

Чаще всего встречаются следующие ошибки:

  • Продавцы не готовят бизнес к продаже, а наоборот, стремятся продать в момент хаоса. Также работодатели редко предупреждают сотрудников о переменах, часть персонала может уйти, не согласившись с новыми условиями
  • Неадекватная оценка стоимости бизнеса — частая ошибка продавцов. Желание компенсировать вложения и подзаработать сверху мешает формировать условия сделки. Важно, чтобы продавец сумел оценить бизнес с учетом выгод покупателя
  • Продавца редко интересует, что происходит с бизнесом после сделки, и покупателя оставляют один на один с проектом. Но ведь целью было не начинать дело с нуля, а продолжать успешный проект! Продавец обязан проследить, чтобы покупатель принял дела

Изменения в сфере продажи бизнеса

Из-за крзиса “притормозилась” продажа крупных бизнесов. Предпочтения покупателей закрепились за сферой микробизнеса.

Купля-продажа микробизнеса — самый популярный сегодня вид сделок. Начинающие предприниматели не стремятся к покупке больших дорогих проектов, а выбирают бизнес с минимальными вложениями.

Малый и микробизнес — самые популярные у начинающих предпринимателей.

Ожидания покупателей бизнеса

Некоторые покупатели считают, что дело окупит себя само. Но приобретение бизнеса — не гарантия успеха. Быстро окупить вложения может только опытный предприниматель. Остальным нужно готовиться к первоначальным убыткам или как минимум работе с нулевой прибылью. Многим тяжело принять убыточность первых шагов и они, разочаровавшись, перепродают бизнес.

Убытки или нулевая прибыль в первое время работы — это нормально!

Если вы все-таки решились на покупку бизнеса, будьте готовы к разным сценариям и подходите к вопросу аналитически. Ошибки — не провал, а шаги на пути к успеху.

Cоветы для покупателей:

  • Определитесь с бюджетом. Заложите 15-30% на первое время после сделки (расходы на обязательные платежи, зарплату и др.)
  • Самостоятельно анализируйте бизнес до совершения сделки. Если доверитесь только словам продавца, рискуете получить недостоверные данные
  • Рассматривайте перспективы развития бизнеса. Каждое действие — шаг на пути к цели, поэтому неэффективно действовать, исходя из текущих потребностей
  • Предусмотрите возможные пути развития событий до того, как купить бизнес.
  • Оценивайте риски. Продумайте, с какими проблемами можете столкнуться, и какой ущерб это принесет. Если ущерб превышает возможную выгоду, то и вписываться в такой проект не стоит
  • Соберите надежную команду. Делегируйте обязанности, чтобы работа выполнялась эффективно
  • Важно! Коллектив единомышленников, увлеченных работой — это 50% успеха бизнеса.

    Основные риски при покупке бизнеса

    Рисков при совершении такой непростой сделки много, зависит от специфики бизнеса. Выделим 3 основных:

    • Продавец-мошенник. Чтобы не столкнуться с такими “продавцами”, следуйте советам, описанным в предыдущем пункте. Другой вариант — работайте через опытного брокера
    • Недостаток опыта управления. С этим сталкиваются покупатели, которые не имели раньше управленческого опыта или работали только по одному направлению. Найдите ментора на первые месяцы работы. Под присмотром профессионалов вы поймете слабые стороны и не упустите важные моменты
    • Неготовность к изменениям на рынке. Бизнес должен соответствовать трендам. Конкуренты не дремлют и могут быстро “вытолкнуть” вас с топовых позиций! Постоянно анализируйте ситуацию и будьте на два шага впереди. Тогда успех в кармане!