Почему продают прибыльный бизнес
Разбор основных причин
По статистическим данным в России прямо сейчас продается 41’719 бизнесов. Цифра не космическая, но даже она иллюстрирует определенные выводы: не может продаваться свыше 40’000 убыточных бизнесов, просто по теории вероятности.
Личный опыт брокеров свидетельствует о более точных цифрах. 65 % выставленных на продажу объектов приносят прибыль или работают безубыточно.
Давайте разберемся, что сподвигает бизнесменов продавать прибыльное дело или “дойную корову” по выражению обывателей.
7 реальных причин продажи прибыльного бизнеса
- Переезд предпринимателя
- Смерть, болезнь или иная объективная потребность в деньгах
- Разногласия собственников, если бизнес долевой
- Усталость от дел, желание уйти на отдых
- Более привлекательная ниша в бизнесе
- Выгодное предложение за бизнес или объективная ситуация на рынке
- Бизнес изначально создавался для продажи
Рассмотрим некоторые причины более подробно и начнем с последней.
Бизнес с целью продажи
Из всех выделенных причин только бизнес для последующей продажи выглядит неоднозначно. Его покупка несет определенные риски: объект на рынке еще не закрепился, и трудно судить о его прибыльности. В такой проект предприниматель не вкладывает душу, не ставит глобальной целью захватить весь рынок. Его задача – максимизировать прибыль при продаже.
Но даже отсутствие “высоких целей” не говорит о качестве самого бизнеса. В реальности такие объекты продаются лучше, так как в них четко прописаны бизнес-процессы.
Выгодное предложение от покупателей
Эта причина связана с конкурентной средой. Часто сделки проходят между представителями одной отрасли. Например, в регион приходит федеральный игрок. Он предлагает хорошую цену за существующий бизнес либо своей активностью вынуждает местных предпринимателей продавать компании более крупным игрокам.
В случае, если региональный предприниматель не выдерживает конкуренцию, рекомендуем как можно скорее продавать свой бизнес. Чем быстрее покупатель найдется, тем выше вероятность уйти с рынка с максимальной прибылью. Выходить позже в состоянии аутсайдера сложнее и повлечет убытки.
Инвестиции в другую сферу
Нормальна ситуация, когда предприниматель “перегорает” своим делом, ведь оно требует постоянного вовлечения в процесс. Как и смена места работы, время от времени некоторым необходимо менять сферу бизнеса.
Порой от коллег по цеху поступает предложение объединить инвестиции и открыть более крупное предприятие. Это новые перспективы и возможности для роста, а какой бизнесмен откажется от них?
Остальные причины – переезд, личные обстоятельства, деловые разногласия – логичны и не требуют детального рассмотрения.
Управлять бизнесом, переехав в другой город или страну, очень сложно. Иногда выгоднее его продать.
Бизнес зависит от участия собственника
Скептики спрашивают: зачем продавать, если можно нанять управляющего? Это аргумент, но если мы говорим о микробизнесе (объекты до 30 млн рублей) и малом бизнесе (от 30 млн до 150 млн рублей), то такой сценарий не работает в 90 случаях из 100.
К сожалению, небольшие предприятия без участия в делах собственника обречены на медленную смерть. Страсть, самоотдача, видение целей и привнесение свежих идей, желание сделать из компании лидера отрасли – всё это дает силу бизнесу. Передать это управляющему практически невозможно. Исключение составляют семейные бизнесы, передающиеся от родителей к детям, но родственные отношения – дело тонкое.
Итак, причины продажи бизнеса могут ничем не отличаться от продажи авто. Проверка объекта станет краеугольным камнем в принятии решения о покупке.
Удачи в покупке бизнеса!