Как продать свой бизнес: рецепт успеха

9 минут чтения 247

Разные жизненные ситуации заставляют предпринимателей продавать свой бизнес. Мы расскажем, как продать свою компанию правильно!

Зачем продавать бизнес

Частая причина продажи бизнеса — недостаток отдачи. Если не удается получать высокую прибыль, продвигать товары или услуги, мешают иные проблемы, попробуйте найти компании другого хозяина.

Также бизнес продают предприниматели, которым попросту наскучило дело или сфера. Возможно, они решили открыть другую компанию и вложить вырученные деньги в нее, или же сменить род деятельности.

Как правило, при появлении проблем предприниматели стараются самостоятельно их решить, но разочарование, усталость и недостаток свежести взгляда мешают успеху.

Свежий взгляд на бизнес зачастую помогает вытянуть даже безнадежное дело.

Подготовьте бизнес к продаже

Чтобы успешно продать бизнес, сделайте его привлекательным для покупателя. Качественно «упаковать» бизнес помогут профессиональные бизнес-брокеры.

Профессионалы проведут анализ финансового состояния, управленческого и бухучета, юридическую экспертизу, инвентаризацию активов и оценку перспектив. Также брокер составит маркетинговый обзор-описание бизнеса. Останется только устранить выявленные недостатки.

Профессионалу знают, как оценить бизнес максимально эффективно.

Что нужно сделать, чтобы удачно продать бизнес:

  • Расплатитесь по обязательствам, продлите договоры аренды и поставок — новый владелец охотнее купит бизнес, с которым можно сразу приступить к работе.
  • Если в оформлении документов обнаружились ошибки, наймите человека, который их исправит.
  • Проведите генеральную уборку в помещениях. Избавьтесь от неэффективных сотрудников.
  • Соберите статистику по маркетингу, наведите порядок на сайтах и в группах компании в социальных сетях. Обработайте хотя бы последние обращения клиентов, если этот сегмент проседает.
  • Составьте бизнес-план на ближайший период. Новому владельцу будет проще включиться в работу, ориентируясь на готовый план.

Оцените бизнес

Существует несколько методов оценки бизнеса. Самостоятельно провести эту процедуру непросто, доверьтесь профессионалам.

Стоимость бизнеса — это не совокупность затрат за период его существования. Она также зависит от перспективности и прибыльности, рисков, текущего состояния.

Как вариант — рассчитайте стоимость компании несколькими методами и возьмите среднюю сумму. Также это поможет определить минимальную стоимость, на которую разумно согласиться. Имейте наготове расчеты и аргументы, которые докажут адекватность выставленного ценника.

Всесторонняя оценка поможет определить оптимальную цену, которая устроит обе стороны.

Найдите покупателей

Ищите покупателей в разных местах: так больше шансов. Подойдут специализированные интернет-площадки и мероприятия. Возможно, конкуренты, знакомые или партнеры заинтересуются бизнесом. Не переносите личные отношения на деловые. Также не судите о потенциальном покупателе, не зная его, и отсеивайте праздно интересующихся личностей.

Совет! Обратитесь к бизнес-брокеру, чтобы сэкономить время. Он ускорит процесс поиска покупателя, а также выгодно преподнесет коммерческое предложение и проследит за законностью сделки.

Проведите переговоры

Поставьте себя на место покупателя и определите, что вас заинтересовало бы в первую очередь, какие вопросы задавали бы. Подготовьте на них ответы.

Уважайте покупателя. Помните, что переговоры — это диалог. Прислушивайтесь к словам собеседника, старайтесь его понять и доходчиво донести свою мысль.

Ни в коем случае не обманывайте потенциального покупателя! Если у бизнеса есть проблема, лучше расскажите, как ее устранить и почему сами этого не сделали. Да, ваша цель — продать. Но не любой ценой. «Ваш» покупатель обязательно найдется.

Соглашайтесь на разумные компромиссы. Лучше заранее подумать, на какие уступки вы готовы. Не ведитесь на шантаж и подходите к делу с холодной головой.

Уступки неизбежны при любой сделке купли-продажи.

Когда вы с покупателем найдете друг друга и договоритесь об условиях, доверьте профессионалам оформить сделку. Готово! Бизнес продан.